На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Повод поговорить

831 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр Глущенко
    https://vk.com/feed?z=video-211990026_456248766%2F30ebec3726b3028272%2Fpl_post_-211990026_300118Зачем США провоци...
  • Александр Глущенко
    это ты мне собрался Родину выбирать , из  под гусиной гузки зеленое  и жидкое .. Пошел на родину свою нищую  и козе в...Зачем США провоци...
  • Александр Глущенко
    😁😂😂😂🤣🤣🤣Зачем США провоци...

Квест по истории Большого театра

Русский балет и Большой театр незыблемы в мировой культуре. Многое из этого скрыто в фундаменте, на котором они рождены. Там в глубине течет река времени. Попробуем туда заглянуть. Ключ для входа - квадрига Аполлона.  Екатерининская, Александровская, Николаевская и современная эпохи потоками событий несут за собой 

  • Начало: Большой театр князя Петра Урусова: почему все пошло не так? 

Князь, городской прокурор и меценат Петр Васильевич Урусов (1733-1813) - потомок знаменитого и богатейшего рода ногайских татар. Его предок - хан ногайского ханства Урус-бий вместе с тремя сыновьями в 1587 году принес присягу на верность русскому царю Ивану Васильевичу (Грозному). Российская императрица Екатерина Вторая не случайно именно Урусову доверила эту авантюру с театром в период, когда восставшие орды Емельяна Пугачева, захватили Казань и готовились к походу на Москву.

Известный меценат, московский прокурор князь Пётр Урусов получил от императрицы Екатерины II величайшее дозволение от 28 (17) марта 1776 года "быть содержателем всех театральных в Москве представлений ему одному, а больше никому, во все десятилетнее время, дабы через то ему не было подрыва". Также Петр Урусов получил высочайшую привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством в течение пяти лет построить каменный театр, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли - "театрального всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады"

Собственно с этой даты и начинается история Большого театра. Надо сказать, что князь Петр Урусов не был прост. Он проверил коммерческую выгоду проекта, предварительно организовав продажи билетов в домах Москвы. Спрос был огромен.

Однако, никто из коренных дворян не хотел тратить деньги впустую. Был уже негативный опыт).Так и получилось, что по московскому обыкновению князю Урусову для строительства выделили (за деньги) самое неприглядное место в городе: болотистый берег городской речушки Неглинки на Петровке. За этот заболоченный участок Урусов отдал непомерные для XVIII века - 7750 рублей. Для сравнения - Это было жалованье генерал-фельдмаршала за полтора года службы или годовой оброк 1550 крепостных! Весь проект был оценен в 130 тысяч золотых рублей. Огромные для того времени средства. Меценату пришлось потратиться на осушение болота и укрепление почвы для фундамента. Там же на Петровке у поворота к Охотному ряду, кстати, расположено современное здание Большого театра.

Московские толстосумы не хотели ничего там строить.  До 16 века это место считалось проклятым. Здесь жил и был убит городской колдун - черный маг. Говорят, что он творил зло, убивая людей именно в этих местах у него был спрятан магический алтарь. Но татарину - мусульманину, ведь черт не страшен! И как и было обещано императрице через пять лет после ее дозволения зимой 1780 года москвичи получили в подарок новую Петровскую площадь и театр. Туда же заехала театральная труппа, организованная из актёров – воспитанников Московского университета и крепостных.

1780 год Большой Петровский театр в Москве

План-схема урусовского (петровского) театра

Но стать владельцем этого театра князю Урусову не случилось из-за страшного пожара, уничтожевшего светское строение. Вероятно, сработало проклятие того черного колдуна? Во время спектакля случился пожар и театр со всем содержимым сгорел до последней доски. Князь был разорен и был вынужден продать единственное, что у него осталось - это привилегию от императрицы Екатерины Второй на проведение увесилений в Москве. Купил это князь Михаил Меддокс за 28 500 рублей. Вдобавок он получил сгоревшие обломки и землю. Именно Меддокс впоследствии наймет архитектора Христиана Розберга и к 1790-му по его проекту построит новое здание театра. Возможно в благодарность князю Урусову Меддокс назовет именем первого его мецената князя Петра Урусова - Петровским. Но есть версия, что в честь улицы Петровки, на которой он находился. Хотя и тут одноименно с Петром Урусовым.

Но по странному стечению обстояиельств театр Меддокса будет трижды беспричинно гореть и владелец окончательно разорится. Но опять театр на Петровке Фениксом возродится из золы. И вот как это произойдет...

  • Театр Меддокса умер! Да здравствует Императорский театр! 

Петровский театр Меддокса простоит четверь века, но 8 октября 1805 года сгорит дотла. Война с французами отвлечет от увеселений. Но уже после победы император Александр Первый лично решит возродить на месте сгоревшего театра Меддокса новый театр - Императорский - в честь Победы над Наполеоном.  В 1816-м в Москве объявили конкурс на постройку. Главным условием было использовать обгоревшие стены театра Меддокса. Проект получил зодчий Осип Бове, занимавшийся тогда реконструкцией Красной площади и Кремля.

Согласно императорским запросам Александра I архитектор Бове перестроит Петровскую площадь (Театральная) в стиле нео-классицизма и уже в 1825 году в здании Большого театра состоится эпохальная постановка "Торжество муз".

Это было реально круто для москвичей, переживших разрушительную для города войну! Может быть, таким образом Александр I просил прощения за вынужденную сдачу их города французам и его сожжение.

Восьмиколонное здание в классическом стиле,  колесница мифического Аполлона над портиком, декорированные в красно-золотых тонах интерьеры и многое другое сделали этот театр лучшим театром в Европе, но конечно же уступающим только "Ла Скала".  Москвичи тогда  прозвали новый театр "Колизей". Хотя непонятно почему. 

 

Театр Большой по проекту  Осипа Бове 1825 г.

Опять же через 11 лет театр Бове сгорит. До сих пор неизвестны причины возгорания. Трое суток горожане боролись с огнем, в котором пропадут конная тройка Аполлона, уникальные нотные тетради, произведения и костюмы, хранившиеся в театре. Здание вновь было разрушено.

  • Александр II. Новая эпоха России...

Здание театра было возрождено к 1856 году – к коронации Александра II. Командовал строительством архитектор Альберт Кавос. Театр украсила бронзовая квадрига работы Петра Клодта. Кавос стремился превратить интерьеры Большого театра в музыкальный инструмент, используя много дерева.

В шаге от катастрофы театр оказался после октябрьского переворота!  Вождь революции Владимир Ильич Ленин почему-то горел желанием разрушить его. Решение вождя смог оспорить Сталин, объяснив хозяйственную нецелессобразность этого революционного акта. Будущий преемник отвечал тогда за мат-часть революции и умело объяснил, что пролетариат нуждается в немедленном просвещении. Ленину аргумент понравился и театр отдали культпросвету!

Большой императорский в одночасие превратился в Государственный Большой театр, который мы знаем по сей день.

В 2005 году театр был вновь подвергнут фундаментальной реставрации.

Реконструкция Большого театра длилась до 2011 года и обошлась бюджету по данным Счетной палаты России в 35 миллиардов рублей. Любоытен факт, что особое внимание было уделено тайне Неглинки, закопанной зодчими Петра Урусова в 18-м веке.  Строители углубились под фундамент на 6 этажей вниз. Там построят новые помещения общей площадью 7,5 тыс. м². Но что там нашли - это тайна. Надеюсь причина пожаров теперь  устранена.  Театр, благодаря множеству дорогостоящих интерьеров внутренних залов, оркестровой вновь приобрел уникальные акустические свойства музыкального инструмента.

Если хотите услышать как звучит настоящая Опера, то стоит сходить в Большой! Да дорого! Но магия Альберта Кавоса того стоит!

 

Картина дня

наверх