На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Повод поговорить

876 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Я считаю , что иногда надо одёрнуть зарвавшихся политиковЗачем США провоци...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Значит янки разрешили применять  ЯО против Китая и надо так понимать что беспочвенно. Говорят как бы  , что мы вам пр...Зачем США провоци...
  • Расима Тимербаева
    На самом деле , экономика управляет политикой, хотя многие утверждают обратное. Самый удобный маршрут в развитии экон...Зачем США провоци...

Легенды Казанской башни Сююмбике

Сторожевая башня Сююмбике в казанском Кремле — одно из старейших исторических архитектурных городских строений, символ Казани. Кроме того, эта башня известна как падающая башня, наряду с Пизанской. Отклонение её шпиля от вертикали составляет почти 2 метра, при общей высоте 58 метров.

Возраст строения сродни существующим легендам о ней и целям, которым она служила. И не случайно к ней, буквально, прикипело имя царицы Сююмбике…

Из фактов истории известно, что

  • впервые башня в Кремле у губернаторского дворца была названа именем царицы Сююмбике в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей», в главе X очерка «Казань». После этого по другому эту башню и не называли.

До этой публикации башню называли по всякому: азиатской, татарской, старинной и ещё много как. Однако любопытно, что предположения о существовании башни Сююмбике ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, сделанными в книге путешественника Олеария, посетившего город в 1638 году. Также легендарное строение отсутствует на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» 1692 года. Это указывает на то, что до 1692 года её просто не было.

Почему башню назвали Сююмбике?

Имя Сююмбике (1521-1557) дорого сердцу всех казанцев, особенно для местных татар. Она была последней ханбике Казанского ханства. — царицей Сююмбике и супругой казанского хана Сафа Гирея (1510-1549). Их брак состоялся в 1535 году после его победного возвращения в Казань.

  • Следует отметить, что ранее Сафа из рода крыских ханов Гиреев уже правил Казанью с 1524 по 1531 годы, после своего дяди Сахиб Гирея. Однако был изгнан казанской знатью по требованию московского царя Василия III за его протурецкие симпатии. В планы Москвы входило усиление в Казани клана касимовских татар и их сближения с ногайским ханством. Для этого и был придуман этот план женить Джан Али — сына касимовского хана Шах Али на Сююм (Сююмбике) — дочери ногайского хана Юсуфа. Однако этот брак и тройной политический союз между Москвой, Казанью и Ногайским ханством оказались неудачными. Через два года после женитьбы на Сююмбике хан Джан Али погибает и в Казань при поддержке крымских татар возвращается Сафа Гирей. Он скрепляет новый военно-политичекий союз под протекторатом османского Стамбула и крымского ханства и берет в жены Сююмбике. Вскоре у них рождается сын Утямыш. Своими военными походами на Москву Сафа Гирей превращает Казань в злейшего врага русского царства. Но в 1549 году он погибает при нелепых обстоятельствах в своей бане. Неудачно подскользнулся… Ниже семейный портрет царской четы, похоже сделан уже после гибели Сафа Гирея.

На картине неизвестного художника изображены царица Сююмбике с сыном Утямыш Гиреем — наследником казанского ханства.

Первая легенда о постройке башни Сююмбике

  • После гибели своего любимого мужа Сююмбике — становится правительницей Казани при своём малолетнем сыне Утямыше — законном наследнике казанского престола Сафа Гирея. Убитая горем Сююмбике распоряжается построить высокую башню над могилой своего мужа. Но после разрушительной атаки на ханский дворец в октябре 1552 года Казань войск Ивана IV (Грозного) башня как и весь ханский комплекс зданий были буквально стёрты с лица земли. Уже в петровскую эпоху на его фундаменте будет возведена новая проездная башня в губернаторский дворцовый комплекс. Однако строители не совсем точно использовали старый фундамент. Частично здание новой башни опиралось на дубовые сваи в неукреплённой земле. Это и стало причиной того, что башня потеряла устойчивость и накренилась в слабоукрепленную сторону своего основания.

Вторая легенда связана с именем царя Ивана Грозного

  • Согласно ей молодой русский царь Иван 4, услышав о красоте и обаянии казанской правительницы, прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но гордая Сююмбике отвергла его руку, так как любила другого. Разгневанный царь пришёл с огромным войском под стены города и осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство — в первый день построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день — второй и т. д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена, и начался свадебный пир. Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх построенной для неё башни, чтобы в последний раз посмотреть на город и попрощаться с его жителями. Согласно легенде, поднявшись на башню, Сююмбике обернулась прекрасной птицей и улетела.

Надо сказать, что это сказание наиболее популярно у экскурсоводов и нравится горожанам и гостям Казани. Ведь башня, как и в легенде, имеет семь ярусов, завершённых стройным кирпичным гранёным шатром и шпилем с позолоченным полумесяцем на яблоке. Кстати до революции на шпиле был установлен двуглавый орёл. С её вершины как на ладони виден Кремль и речные подходы к Казани со стороны судоходной реки Волга. У подножия башни Сююмбике расположен мавзолей казанских ханов,

  • Последнее говорит в пользу первой легенды, так как археологи подтвердили личности погребённых у башни Сююмбике казанских ханов из рода Улуг Мохаммеда и Сафа Гирея. Это обстоятельство ещё более одухотворило башню Сююмбике. Однако могила самой царицы Сююмбике находится в городе Касимов в ханском склепе хана Шах Али, где она провела в заточении свои последние годы жизни. Её сын Утямыш Гирей был крещён в православную веру и наречён именем Александр. По некоторым преданиям он погиб в войне с Литвой.

В 2004 г. в проездной арке башни Сююмбике установили чугунные ворота «День и ночь», которые украшают изображения солнца и полумесяца, знаки зодиака, а также фигуры персонажей древних булгарских и татарских легенд. Полюбоваться ими можно в любое время. Но интересно взглянуть в верхнюю часть ворот. Её ковка звёздного неба не новодел. Это период Николавевской России начала 19 века.

Возможно вы знаете ещё какие-то легенды об этой башне. Пишите в ваших отзывах. Обязательно дополню эту статью вашими рассказами.

Картина дня

наверх