На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Повод поговорить

843 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Клюкин
    Главное для автора текста - жахнуть "пипла" по башке. Наплел ужастиков выше крыши и доволен.Увидеть Эльбрус и...
  • igor laptev
    да приплёл тимура для красного словца. думал никто не заметит. пиздобол одним словомУвидеть Эльбрус и...
  • Валентина
    А где же Тамерланд???? Лажа какая то....Увидеть Эльбрус и...

Свияжское чудо: этого не должно было там быть!

Мало кто поверит, что подобная настенная фреска человекоподобного существа с головой лошади могла появиться в православном храме на Руси. Когда я ее обнаружил в Успенском храме на острове Свияжск, то долгое время искал объяснение этому. Сейчас расскажу, что удалось узнать об этой находке...

Первоначально мне показалось, что на фресках изображено существо из древних христианских легенд. Потом, от местных краеведов я узнал, что здесь изображен некий ликийский святой Христофор, которого первоначально изображали с головой волка. Он якобы проживал в Испании и был прекрасного вида юношей, в которого влюблялись женщины. Это отвлекало священнослужителя от его служения Богу и он взмолился Ему об изменении его внешности. И вот чудо произошло. Христофор был обезображен. Однако на деле оказалось все не так....

В миру этот святой первоначально имел совсем иное имя - Репрев.

В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев стал тем, кто перенес через реку на своих плечах Христа, который чудесным образом коснулся его сердца. Вот о чем сообщается в легенде о святом Христофоре.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки Репрев ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Великан испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа». В награду Иисус сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. После чего эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. 

Кстати, его новое имя Христофор (Χριστόφορος) означает: "несущий Христа"... После произошедшего чуда Репрев бросил свою работу и решил посвятить свою жизнь служению Богу. 

В святых писаниях сообщается, что Репрев не был оборотнем. Хотя и не отрицается его необычная голова и огромный рост. В латинских текстах ему было дано прилагательное Cananeus, что означает человек из Ханаана. Но его ошибочно приняли за canineus - “похожий на собаку”.

Есть большая разница, оборотень, ликантроп - это человек, который обладает способностью превращаться в волка. Однако Человек с собачьей головой, киноцефал, был членом мифического племени, которое, как твердо верили средневековые европейцы, жило на территории современного Ирана. 

Естественно, что слухи о произошедцем чуде на переправе дошли до местного римского императорв Деция (в западной традиции он выступает под именем Дагнус (Декий), царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г). Репрев под новым именем Христофор, начал обращать подданных империи в христианство. Император снарядил за ним двести воинов. Однако когда они, взяв свою жертву под стражу, шли к императору на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках Христофора, чудесно расцвел. Затем в пути у воинов не хватило хлеба. Но святой умножил их припасы. Солдаты были поражены происходящим и рассказали обо всем императору. Но в ответ они все были казнены. Когда же император увидел волкоподобного Христофора то римский правитель от страха просто потерял сознание. После этого их пленнику привязали на шею камень и броосили в колодец. Но он чудом выбрался оттуда. Тогда римляне поместили его в медного тельца и раскалили его огнем. Однако Христофор остался невредим. Император испугавшись росшего смятения у его солдат приказал отсечь святому голову. Это стало фатальным для святого.

В писаниях обозначено, что святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии в 250 г.  

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Однако позже иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».

После запрета Христофор стал изображаться антропоморфно, в образе воина.

Во многих случаях иконы святого Христофора были просто переписаны. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика. Также большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. 

Однако Сенат в Санкт-Петербурге тогда не поддержал решения Синода. Он рекомендовал не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Вероятно это одна из причин того, почему росписи в Успенском соборе в татарстанском Свияжске не были стерты. Вот только Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

Но получается, что поклонение псоглавому Христофору не имеет прямого отношения к самому святому мученику Христофору. Он был скорее всего легендой, в которую верили его современники. Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран. Люди просто и сегодня в век повсеместной цифровизации и урбанизации хотят верить в существование необыкновенного святого, который своим образом олицетворяет преодоление любого страха во имя жизни.

И конечно же он не был ни кентавром, ни ликантропом-оборотнем. Хотя и утверждать этого я не могу. Кто знает?

Подписывайтесь на мой канал. Поддержите лайком!!! И будьте здравы и бесстрашны как святой Христофор! 

 

Картина дня

наверх